Занимаются им не только взрослые и подростки, но и дети, которые гоняют на мини-багги
Мало кто не любит прокатиться «с ветерком». И наши дороги не всегда позволяют это сделать без ущерба для автомобиля и собственных нервов, а излишняя самоуверенность приводит к непредсказуемым, а часто и трагическим результатам. Чтобы не отказывать себе в экстриме и не только погонять, но и посоревноваться в мастерстве с другими водителями, настоящие любители скорости идут в спорт. Занимаются им как дошкольники, так и уже немолодые поклонники авто и мототехники. Каждый выбирает то, что ему больше импонирует – мотоцикл, багги, легковой автомобиль или внедорожник – все это дело вкуса. О том, что этот спорт на самом деле захватывает, свидетельствует и то, что даже после довольно серьезных травм многие гонщики возвращаются и продолжают бороться за победу.
О буднях автомотоспорту в Черновицкой области и перспективы международного спортивного центра «Суперкрос» рассказывает вице-президент Федерації мотоциклетного спорта Украины Михаил Ротар. По его словам, сейчас ситуация не такая уж и плохая, как многие считают. Трасса развивается, а уже в следующем году на нее вернутся международные соревнования. К тому же сейчас в области воспитывается смена молодых спортсменов, которые уже сейчас показывают хорошие результаты. Итак, авто и мотоспорт на Буковине таки имеет перспективы.
— Какие впечатления от чемпионата Украины? Приехали все, кого ждали, и вообще, как можете оценить уровень проведения соревнований?
— Уровень соревнований соответствовал необходимому для чемпионата Украины. Правда, почему-то не доехала команда из Днепропетровска и Молдовы, но зато приехала команда из Болгарии. Все прошло без эксцессов. Обычно соревнования не проходят без каких кульбитов на автомобилях, аварий, а тут было все нормально.
— Понятно, что огромное значение имеет трасса. Трудно готовить его к соревнованиям и какие перспективы функционирования трассы в целом?
— В 1998-1999 годах у нас проводили на трассе до двадцати соревнований и сейчас возвращаемся к этому количеству. Но последние два года достаточно тяжелые, не получилось с чемпионатами мира и Европы, соревнования отменили — часть через Федерацию Украины, другие с подачи Мировой федерации, поскольку много гонщиков стран-участниц боялись ехать в Украину.
Вообще соревнования по автоспорту, мотоспорту, трековые мы начали проводить. Сейчас у нас задача до дня города восстановить трассу по ВМХ-кроссу. Понятно, что трасса требует немалых затрат, но это такой вид спорта. Единственный плюс, что трасса у нас является стационарной и мы постоянно ее совершенствуем. Поэтому понятно, что у нас не только хорошая база, но это одна-единственная трасса в Украине, которая имеет сертификат на проведение чемпионатов мира. А поэтому перспектив много. Планируем проводить и крупные велосипедные соревнования, и автомобильные трековые, и автомобильные гонки. Есть военно-патриотическая общественная организация «Рысь», которая будет организовывать в таком духе интересные мероприятия для зрителей, например, во время последних соревнований устроила соревнования по метанию ножа для всех желающих.
— Если же говорить о автомотоспорт на Буковине, в каком состоянии он сейчас?
— Что касается области, то можно сказать, что за год у нас в среднем спортсмены получают до десяти медалей на чемпионатах, Кубках Украины в мотоспорте. Имеем хорошего перспективного гонщика, которому сейчас четырнадцать лет, с Киселева Кицманского района – это Максим Купина, он третий год подряд выигрывает в кантри-мотокроссе и, если бы ему надлежаще помогали, то и результат был достаточно высокий. Сейчас делаем все, чтобы он имел возможность выходить и на международный уровень. Два года назад на этапе чемпионата Европы он занял пятое место.
Поэтому нельзя сказать, что у нас есть какой-то спад, наоборот, имеем достаточно хорошие перспективы. Соревнования сейчас проводят не только в Черновцах, но и в районах. Вот, например, в «Солнечной долине» будем проводить соревнования по кантри-кроссу, потом в Кисельные, Михальча, Берегомете, Глибоці, то есть география соревнований достаточно велика. А это хороший плацдарм для развития мотоспорта.
— Известно, что у нас так же выступают и дети на мини-багги. Есть секции для детей и состояние детского автоспорта? Кто оплачивает расходы на соревнования и выезды?
— У нас уже второй год исправно функционирует секция для детей. Наш клуб единственный, который сохранил материально-техническую базу еще с советских лет. Наша детская секция самая большая в Украине. В прошлые годы ее воспитанники занимали первое и третье места на чемпионате Украины.
Часть расходов мы берем на себя. Скажем, закупили машины, а расходы на горючее и усовершенствования машины – это уже приходится решать самим. Ситуация сейчас такая, что на одной машинке у нас выступали двое братьев в разных возрастных группах. Надеемся, что нам удастся закупить еще две-три машины. В среднем машина стоит 2-3 тысячи евро.
— Какие планы на будущее и когда зрителям ждать новых соревнований?
— Если говорить о соревнованиях в Черновцах, то на День независимости у нас будет проходить этап чемпионата Украины по авторалли. Он будет проходить в разных районах Черновицкой области и один из скоростных участков будет на нашей трассе. И для этого нам еще нужно проделать немало работы.
Затем на сентябрь планируем чемпионат Украины по ВМХ-кроссу, для этого должны подготовить велосипедную трассу. Потом так же будем проводить соревнования по кросс-кантри. И на последнее воскресенье сентября планируем чемпионат по флэт-треку. В октябре планируем как минимум два чемпионата Украины и Кубок Украины по мотокроссу.
А вот на май следующего года уже планируем международные соревнования – чемпионат мира по мотокроссу. Работы должны начинать уже сейчас, чтобы в следующем году быть готовыми.