ЕГР — добавленный к топливу, кислороду и продуктам сгорания, увеличивает удельную теплоемкость содержимого цилиндра, что снижает температуру адиабатического пламени.
В типичном автомобильном двигателе с искровым зажиганием (SI) от 5 до 15% выхлопного газа направляется обратно к входу в качестве EGR. Максимальное количество ограничено необходимостью смеси поддерживать постоянный фронт пламени во время события горения; чрезмерный EGR при плохо настроенных приложениях может привести к осечкам и частичным ожогам поэтому происходит егр отключение. Хотя EGR делает заметно медленное сгорание, это может в значительной степени компенсироваться ускорением искрового времени. Воздействие EGR на эффективность двигателя во многом зависит от конкретного дизайна двигателя и иногда приводит к компромиссу между эффективностью и выбросами NOx. Правильно работающий EGR может теоретически повысить эффективность бензиновых двигателей несколькими механизмами:
Снижение потерь дросселирования. Добавление инертного отработавшего газа в систему впуска означает, что при заданной выходной мощности дроссельная заслонка должна быть открыта дальше, что приведет к увеличению давления впускного коллектора и снижению потерь дросселирования.
Снижение теплоотдачи. Сниженные пиковые температуры горения не только уменьшают образование NOx, но также уменьшают потерю тепловой энергии на поверхности камеры сгорания, оставляя больше доступным для преобразования в механическую работу во время такта расширения.
Снижение химической диссоциации. Более низкие пиковые температуры приводят к тому, что большая часть выделяемой энергии остается в качестве разумной энергии вблизи TDC (Top Dead-Center), а не связана (в начале хода расширения) при диссоциации продуктов сгорания. Этот эффект незначительный по сравнению с первыми двумя.
EGR обычно не используется при высоких нагрузках, так как это уменьшает пиковую мощность. Это связано с тем, что уменьшает плотность заряда всасывания. EGR также опускается на холостом ходу (низкая скорость, нулевая нагрузка), поскольку это может привести к нестабильному сгоранию, что приводит к грубому простоя.
Так как система рециркуляции отработавших газов рециркулирует часть выхлопных газов, со временем клапан может засориться отложениями углерода, которые предотвращают его работу. Загрязненные клапаны EGR иногда можно очищать, но замена необходима, если клапан неисправен.